О недобросовестных методах конкуренции при продаже страховых услуг страховщиками и транспортными организациями
Экономика и жизнь,
20 сентября 1997 г.
Поборы на транспорте процветают 1707 просмотров
Наводить порядок Государственный антимонопольный комитет
начал с Волгограда
Ситуация тривиальна, как табуретка. Руководство Приволжской железной дороги решило создать страховую компанию. Ее акционерами стали Астраханское, Волгоградское и Саратовское отделения дороги, имеющие контрольный пакет, а также небезразличная Министерству путей сообщения страховая компания ЖАСО. Казалось бы, благое начинание, но обернулось оно неприятностями.
Не застрахуешь груз — не повезем Вопрос, как привлечь страхователей в новоиспеченную компанию “Астра-Транс-ЖАСО”, не возникал. Ими должны были стать клиенты железной дороги. А чтобы убедить их “добровольно” воспользоваться услугами именно этой страховой компании, нужно сделать им такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Форма “уговоров” могла варьироваться: от устной агитации до методов, выходящих за рамки честного ведения бизнеса. Тем более за клиента бороться не надо: куда он денется — дорога-то одна. Интерес железнодорожников в столь своеобразном развитии страхового дела вполне понятен. Они получали за каждый проданный полис комиссионное вознаграждение. Договорные отношения с компанией “Астра-Транс-ЖАСО”, по данным Волгоградского территориального управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК), имели многие должностные лица Приволжской железной дороги, начиная с первого заместителя начальника и заканчивая кассиром. В лучших традициях не столь давних времен к “нерадивым” страховым агентам из числа железнодорожников применялись меры дисциплинарного воздействия: приказы и указания, обязывающие должностных лиц осуществлять содействие или участие в оказании страховых услуг. В том же порядке проводилось наказание отступников. Но это еще не все. Среди подразделений железной дороги практиковалось даже подведение итогов и сравнение результатов страховой деятельности. Внедрялось этакое капиталистическое соревнование трудящихся масс.
Играть надо по-честному Неподдельная заинтересованность работников железной дороги в увеличении объемов страхования грузов вызвала в конце концов не менее пристальное внимание со стороны Государственного антимонопольного комитета. Его Волгоградское территориальное управление выдало 15 июля предписание местному отделению Приволжской железной дороги с требованием прекратить содействие предоставлению услуг по страхованию грузов. А именно: в двухнедельный срок отменить все нормативные акты, касающиеся этого предмета, и впредь запретить своим работникам в рабочее время или на рабочих местах оказывать содействие в страховании грузов. Основанием этому послужило то, что сотрудники железной дороги в принудительном порядке требовали от своих клиентов не просто страховать грузы, но и непременно в компании “Астра-Транс-ЖАСО”. Подобные действия ущемляли интересы отправителей грузов. В договор на перевозку со стороны железной дороги, занимающей доминирующее положение на данном рынке, включали услуги, в которых клиент не нуждался. Иначе говоря, происходило навязывание услуг страховщика. Вызывает большие сомнения уровень знаний страхового дела железнодорожниками. Ведь оценка риска — это целая наука, которую не осилишь с кондачка. К тому же нельзя исключать предвзятого подхода со стороны “страховщиков”, когда услуги подобного рода навязывались, хотя было ясно, что они заведомо излишни. Санкции, которыми грозят антимонопольщики, достаточно суровы. Если Волгоградское отделение дороги будет продолжать “заниматься” страхованием, то оно рискует расстаться с суммой, равной 25 000 минимальных размеров оплаты труда в виде штрафа. Персональная ответственность начальника отделения дороги может быть оценена штрафом в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.
Волгоградский “опыт” перенимать не стоит Безусловно, нарушение антимонопольного законодательства недопустимо и достойно всяческого порицания. Но в нашем случае нельзя забывать и об ущербе, который нанесен страховому делу, репутации честно работающих компаний. “Добровольно” застрахованные клиенты Приволжской железной дороги наверняка стали законченными противниками этого вида услуг. Доказательством этого могут служить результаты деятельности компании “Астра-Транс-ЖАСО”. К примеру, за полугодие собрано 2154 миллиона рублей, а страховые выплаты составили ни много ни мало — 25 миллионов. Как не задаться вопросом: а для страхования ли создавалась эта компания? Решение Волгоградского территориального управления ГАК РФ является прецедентным. И все-таки трудно заподозрить местных железнодорожников в том, что они стали первооткрывателями в использовании страхования для выкачивания денег из своих клиентов. Личный опыт путешествий и информация с мест позволяют утверждать: практика принуждения сотрудниками железной дороги своих клиентов к страхованию распространена если не повсеместно, то достаточно широко. Нарушения подобного рода касаются и отправки грузов, и пассажирских перевозок. Более того, железнодорожники не одиноки в своем незаконном промысле. “Страховую” жилу разрабатывают и авиаторы. Так что у стражей честной конкуренции работы непочатый край. В свою очередь, редакция призывает всех, кто столкнулся с подобными случаями в своей практике, сообщить об этом нам. Документально подтвержденные факты нарушений будут переданы в ГАК РФ.
Когда верстался номер, стало известно, что на предписание Волгоградского территориального управления ГАК РФ местное отделение Приволжской железной дороги ответило в конце августа фактически отпиской. Естественно, это не устроило волгоградских антимонопольщиков. Ими было направлено второе письмо с требованием устранить нарушение в недельный срок. Одновременно ГАК РФ возбудил дело против всего МПС по фактам нарушения антимонопольного законодательства в связи с навязыванием страховых услуг определенных компаний.
Д.СУЕТИН
Вся пресса за 20 сентября 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 августа 2025 г.

|
|
Город N, Ростов-на-Дону, 20 августа 2025 г.
Ростовская область заняла 1-е место по страхованию и выплатам за потери урожая

|
|
РБК.Ростов, 20 августа 2025 г.
Донские аграрии застраховали четверть посевов под урожай 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 20 августа 2025 г.
Суд обязал «Ингосстрах» выплатить компенсацию пострадавшему от атак белгородскому «Монокристаллу»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 августа 2025 г.
Жизнь на рецепте: Swiss Re адаптирует андеррайтинг под препараты для продления жизни

|
|
korins.ru, 20 августа 2025 г.
ЦБ определил три группы пассажирских перевозок для возможного изменения тарифов по ОСГОП

|
|
Курские известия, 20 августа 2025 г.
В Курской области мужчина отсудил 400 тысяч рублей у страховщика виновника ДТП

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 20 августа 2025 г.
Суд обязал «Ингосстрах» выплатить компенсацию белгородскому «Монокристаллу» за ущерб от обстрелов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 августа 2025 г.
Препятствия к трансграничной медицинской помощи: страховое покрытие — ключ к доступности

|
|
Интерфакс, 20 августа 2025 г.
Руководители ТФОМС Красноярского края стали фигурантами уголовного дела

|
|
Агроинвестор, 20 августа 2025 г.
НСА: площадь застрахованных посевов превысила 15 млн гектаров

|
|
ПРАЙМ, 20 августа 2025 г.
«АльфаСтрахование» подало иск к ABH Holdings на 5,4 миллиарда рублей

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 20 августа 2025 г.
Подписан Меморандум о взаимодействии между Сетью Глобального Договора в Беларуси и Белорусской ассоциацией страховщиков

|
|
korins.ru, 20 августа 2025 г.
ВСС подвел итоги деятельности страховщиков жизни за первое полугодие 2025 года

|
|
Inbusiness.kz, 20 августа 2025 г.
Рынок обязательного автострахования столкнулся с убытками

|
|
Газета.Ru, 20 августа 2025 г.
Автоэксперт назвал бесполезным введение ОСАГО для самокатчиков

|
|
newslab.ru, Красноярск, 20 августа 2025 г.
Ачинец вернул почти 158 тысяч рублей за навязанную в банке страховку

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 20 августа 2025 г.
ОСАГО и оператор связи не создают конфликта интересов для судьи — Совет судей

|
 Остальные материалы за 20 августа 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|